Alcon - один из ведущих мировых производителей контактных линз и оборудования для офтальмохирургов. Компания стремится к долгосрочным отношениям с клиентами, постоянно работает над улучшением сервиса и маркетинговых стратегий, поэтому ей важно собирать и анализировать данные о своей многочисленной аудитории и миллионах транзакций.
Чтобы вывести коммуникацию с покупателями, партнерами и сбор бизнес-аналитики на новый уровень, компания обратилась с рядом задач по развитию цифровой инфраструктуры к компании DD Planet. Реализованный нами проект включал четыре больших блока: внедрение и интеграцию CRM-системы, реализацию бэк-офиса обработки заказов для интернет-магазина Alcon, подключение сервиса email-рассылок и развитие BI-инструментов.
Этапы интеграции CRM системы в работу интернет магазина
Задача автоматизации работы call-центра
Клиенты Alcon делятся на две группы: специалистов (врачи, магазины оптики) и розничных покупателей линз, растворов и капель. Call-центр компании оповещает их о новых продуктах бренда, собирает отзывы, проверяет качество подбора линз.
Ранее call-центр вел отчетность в Google Таблицах, поэтому даже самая простая аналитика поведения покупателей требовала много ручного труда.Телефонные разговоры с клиентами записывались, но эти данные не использовались для аналитики, поэтому контролировать и оптимизировать работу операторов было сложно.
Необходимо было внедрить в компании автоматизированные инструменты для работы call-центра и сбора данных о покупателях.
Проанализировав потребности компании, команда разработки DD Planet предложила внедрить CRM-систему — на первом этапе в формате MVP (minimal viable product):
В дальнейшем внедренная CRM-система должна была стать ядром многих сервисов Alcon.
После подключения и настройки CRM в нее нужно было перенести накопившиеся у компании данные о потребителях – около 220 тысяч записей.
Импорт данных в CRM мы произвели в три этапа:
Также был разработан сервис для динамического обмена между базой данных CRM и личным кабинетом потребителя на сайте. Теперь все изменения в одной из систем приводят к автоматическому обновлению данных в другой.
Для операторов call-центра в CRM была настроена функция отображения скрипта разговора с клиентом в зависимости от его типа и темы разговора. Операторы могут не только читать вопросы с экрана во время звонка, но и сразу вносить информацию о клиенте в поля для ответов, выбирая или вводя значение.
Компания Alcon предлагает своим клиентам услугу подбора линз в оптиках по всей России. Результаты подбора вносятся в отдельную систему аналитики. После внедрения CRM мы выполнили интеграцию этих систем.
Обмен данными между CRM и системой аналитики происходит следующим образом:
Позднее, со стартом работы интернет-магазина Alcon, к сценариям обзвонов добавились звонки покупателям — например, для подтверждения заказа.
Сценарии обзвонов настраиваются в виде графов, что позволяет описать в них любые, даже наиболее разветвленные ситуации. В зависимости от ответа пользователя система показывает оператору разные «ветки» скрипта: так, если пользователь оставляет негативный отзыв, оператор увидит одну ветку разговора, если задает вопрос — другую.
Чтобы ускорить обзвон клиентской базы, мы интегрировали CRM с внешними системами автоматического обзвона. Роботы обзванивают клиентов для первичного сбора информации. Операторы call-центра могут посмотреть результаты этих звонков и перезвонить покупателям, чтобы дособрать или уточнить информацию.
Задача разработки бэкенда для запуска онлан продаж
Помимо корпоративного сайта компания Alcon развивает сайт программы лояльности «Мои глаза». Ранее там можно было только изучать характеристики товаров, но нельзя было ничего купить. Задачей DD Planet стала разработка бэкенда, который бы обеспечил процессы, нужные для онлайн-продаж.
К имеющейся витрине товаров был разработан бэк-офис обработки онлайн-заказов. Внутри системы можно реализовывать разные типы продаж — подписки, единичные заказы, покупки за бонусы, есть возможность подключать дополнительные службы доставки и способы оплаты. Спроектированные процессы можно масштабировать и интегрировать с любыми внешними сервисами.
Интеграцию интернет-магазина в бизнес-процессы компании обеспечивает разработанный нами маршрутизатор, который после оформления заказа запускает следующие действия:
Перенос исторических данных о клиентах в базу CRM
После подключения и настройки CRM в нее нужно было перенести накопившиеся у компании данные о потребителях – около 220 тысяч записей.
Импорт данных о клиентах в базу CRM мы произвели в три этапа:
Также был разработан сервис для динамического обмена между базой данных CRM и личным кабинетом потребителя на сайте. Теперь все изменения в одной из систем приводят к автоматическому обновлению данных в другой.
После успешной реализации двух моделей продаж – подписной и единичной – мы также добавили возможность бесплатно заказать пробные линзы и разработали механизм покупки за бонусы.
Покупатели регистрируют чеки от продукции Alcon в личном кабинете на сайте и получают за это баллы, которые можно обменять на товары. Для продаж за баллы был реализован следующий набор процессов:
Также на бэкенде нами были реализованы триггерные цепочки для работы функции предоплаты (сама функция оплаты реализована другим подрядчиком, который разрабатывал фронтенд интернет-магазина).
При заказе с предоплатой на бэкенде запускается следующая цепочка:
Во время звонка оператор видит карточку пользователя, где содержится вся информация о нем и его покупках, отображается этап скрипта, можно быстро выбирать ответы для продвижения по скрипту.
Ранее клиент использовал для управления email-рассылками внешнюю платформу, которая была интегрирована с сайтом программы лояльности.
Мы добавили к этому возможность управлять рассылками в том числе и через CRM. В ней собираются данные о клиентах из самых разных источников, эти данные удобно использовать для сегментации рекламных рассылок и использовать их для запуска триггерных писем.
В качестве транспорта для отправки почтовых сообщений к CRM был подключен сервис отправки маркетинговых и транзакционных писем Unisender Go.
В CRM были настроены два типа рассылок:
Также была кастомизирована статистика: есть возможность посмотреть результаты отправки разных типов писем за интересующий период.
Реализованные рассылки омниканальны — с потребителем можно связаться как через электронную почту, так и по телефону и через SMS. Это позволяет задавать сценарии, нацеленные на повышение количества продаж. Например, можно напомнить клиенту о том, что у него заканчивается подписка на товар, с помощью email, затем, если он не открыл письмо, позвонить, а затем прислать по SMS ссылку для возобновления подписки.
Внедренная CRM, запущенный интернет-магазин и новый сервис email-рассылок интегрированы между собой и аккумулируют данные о клиентах из разных источников. Сначала эта информация была доступна только в виде отчетов – списков всех собранных данных. Чтобы превратить их в полезную для бизнеса аналитику, нужно было обеспечить построение дашбордов.
Дашборды состоят из визуального интерфейса и методов формирования выбранных показателей (например, количества заказов или регистраций покупателей в день и т.д.).
В качестве подхода к обработке данных мы использовали ETL (Extract, Transform, Load — Извлечение, Преобразование, Загрузка). ETL — это совокупность процессов управления хранилищами данных, включая извлечение данных из внешних источников (таблицы, файлы), их преобразование и загрузку обработанной информации в хранилище.
Схема обработки данных
Развитие CRM-системы и интернет-магазина программы лояльности Alcon продолжается. На следующем этапе работы запланировано: