Многие начинающие специалисты путают многопоточное, асинхронное и параллельное программирование. На первый взгляд, может показаться, что это одно и то же — но нет. Давайте разберёмся, сколько программных моделей используют C#-разработчики и в чём их отличия. Материал подготовлен совместно с Алексеем Гришиным, ведущим разработчиком DD Planet.
Существует несколько концепций: синхронное/асинхронное программирование и однопоточные/многопоточные приложения. Причём первая программная модель может работать в однопоточной или многопоточной среде. То есть приложение может быть: синхронным однопоточным, синхронным многопоточным и асинхронным многопоточным.
Отдельной концепцией считается параллелизм, который является подмножеством многопоточного типа приложений. Рассмотрим особенности каждой программной модели подробнее.
Потоку назначается одна задача, и начинается её выполнение. Заняться следующей задачей можно только тогда, когда завершится выполнение первой. Эта модель не предполагает приостановку одной задачи, чтобы выполнить другую.
Система в одном потоке работает со всеми задачами, выполняя их поочерёдно.
Однопоточная синхронная система
В этом случае речь о нескольких потоках, в которых выполнение задач идет одновременно и независимо друг от друга.
Многопоточная синхронная система
Пример такого концепта — одновременная разработка веб- и мобильного приложений и серверной части, при условии соблюдения архитектурных «контрактов».
Использование нескольких потоков выполнения — один из способов обеспечить возможность реагирования приложения на действия пользователя при одновременном использовании процессора для выполнения задач между появлением или даже во время появления событий пользователя.
Характеристики асинхронного кода:
Если у системы много потоков, то их асинхронная работа выглядит примерно так:
Многопоточная асинхронная система
Для работы с асинхронными вызовами в C# необходимы два ключевых слова:
Они используются вместе для создания асинхронного метода. У асинхронных методов могут быть следующие типы возвращаемых значений:
Сама конструкция async/await появилась в C# 5.0 с выходом .NET Framework 4.5 и отчасти представляет собой синтаксический сахар. Механизм async/await не имеет реализации в CLR и разворачивается компилятором в сложную конструкцию на IL. Но эта конструкция — не сахар вокруг тасок, а отдельный механизм, использующий класс Task для переноса состояния исполняемой части кода.
Пример асинхронного метода:
using System;
using System.Threading;
using System.Threading.Tasks;
namespace FactorialApp
{
class Program
{
static void Factorial()
{
int result = 1;
for (int i = 1; i <= 6; i++)
{
result *= i;
}
Thread.Sleep(8000);
Console.WriteLine($"Факториал равен {result}");
}
// определение асинхронного метода
static async void FactorialAsync()
{
Console.WriteLine("Начало метода FactorialAsync"); // выполняется синхронно
await Task.Run(() => Factorial()); // выполняется асинхронно
Console.WriteLine("Конец метода FactorialAsync");
}
static void Main(string[] args)
{
FactorialAsync(); // вызов асинхронного метода
Console.WriteLine("Введите число: ");
int n = Int32.Parse(Console.ReadLine());
Console.WriteLine($"Квадрат числа равен {n * n}");
Console.Read();
}
}
}
Результат асинхронного вычисления факториала
Этот пример приведён лишь для наглядности, особого смысла делать логику вычисления факториала асинхронной нет. Опять же, для имитации долгой работы мы использовали задержку на 8 секунд с помощью методы Thread.Sleep(). Цель была показать: асинхронная задача, которая может выполняться долгое время, не блокирует основной поток — в этом случае метод Main(), и мы можем вводить и обрабатывать данные, продолжая работу с ним.
Эта программная модель подразумевает, что задача разбивается на несколько независимых подзадач, которые можно выполнить параллельно, а затем объединить результаты. Примером такой задачи может быть Parallel LINQ:
IEnumerable yourData = GetYourData();
var result = yourData.AsParallel() // начинаем обрабатывать параллельно
.Select(d => d.CalcAmount()) // Вычисляем параллельно
.Where(amount => amount > 0)
.ToArray(); // Возвращаемся к синхронной модели
Обзор архитектуры параллельного программирования в .NET
Еще один пример — вычисление среднего значения двумерного массива, когда каждый отдельный поток может подсчитать сумму своей строки, а потом объединить результат и вычислить среднее.
Однако не стоит забывать, что не все задачи поддаются распараллеливанию. Например, описанная выше задача по вычислению факториала, в которой на каждом последующем этапе нужен результат предыдущего.
Перечисленные программные модели должны применяться в зависимости от задач. Их можно использовать как отдельно во всём приложении, так и сочетать между собой. Главное, чтобы приложение было максимально эффективным и удовлетворяло требования пользователя.
Если речь идет о сложных многопользовательских приложениях, то стремиться стоит к использованию асинхронной модели, так как важна интерактивность и отзывчивость интерфейса. Взаимодействие с пользователем в активном режиме всегда должно быть максимально эффективным, даже если в фоновом режиме в то же время выполняются другие задачи. Издержки асинхронности, например, на переключение исполняемого контекста, в таком случае нивелируются за счет общей эффективности приложения.
В разработке простых приложений, к примеру, парсера документа, необходимости в асинхронности, или даже многопоточности, может и не быть.