В данной статье вы получите ответы на следующие вопросы:
Что такое хакатоны?
Зачем в них участвовать?
Как собрать команду?
Как победить?
И главное - как вернуться живым после хакатона и жить дальше?
Вы когда-нибудь пытались рассказать своей бабушке - что такое хакатон? Попробуйте, это сильно прокачает ваши софт-скиллы. Обычно я объясняю людям, которые не в IT теме, что хакатоны - это соревнования по созданию некоторого проекта, ключевым инструментом для реализации которого является применение информационных технологий. Однако все чаще стали появляться "хакатоны" по истории, литературе, географии и другим гуманитарным предметам, где даже не всегда обязательно использование it-инструментов. Получается, что по последним тенденциям - создание абсолютно любого проекта можно назвать "хакатоном". Правильно это или нет - никто вам не скажет. Нет четких правил и определений данному мероприятию, что подчеркивает приоритет творчества, креативности и гибкости в решении поставленных задач.
В чем можно быть точно уверенным, говоря об определении "хакатона":
Это соревновательное мероприятие.
Оно направлено на решение определенных задач и поиск необычных идей.
Как я уже говорил, существует большое количество областей, в которых проводят хакатоны. Они посвящаются созданию различных бизнес-продуктов, ботов, машинному обучению и зрению, искусственному интеллекту, высоконагруженным системам, дизайну, истории и даже ... любви! (вот пример - Love Hack)
Поиск специалистов. Хакатон - это прекрасный способ найти потенциальных будущих сотрудников и при этом проверить их способности во время самого мероприятия. Однако хакатон не проверяет навыки enterprise разработки, присущие работе в большинстве компаний. Из-за своей скоротечности хакатон не дает продемонстрировать самые востребованные навыки на рынке труда.
Поиск решения локальных проблем компании. Иногда в компании не хватает существующих ресурсов для решения сложных задач. Компания пытается найти нестандартное решение проблемы, чтобы сэкономить свои ресурсы.
Реклама компании. Здесь все понятно, ваша компания сверкнет в экранах телевизоров, награжденные хакатонщики обязательно запомнят тех, кто наградил их за усердный труд;
Поиск или инкубация стартапов – за хакатонами следят люди, желающие найти стартапы, в которые можно успешно вложиться. С недавнего времени кроме индивидуальных бизнесменов, мировых корпораций и просто людей, мечтающих разбогатеть – государства начали активно поддерживать организацию хакатонов и инкубацию стартапов. Это необходимо, в первую очередь, для популяризации it отрасли.
Все основные задачи (кейсы) на хакатонах тоже можно разделить на несколько типов:
Создание технологически-сложного продукта. Наиболее часто встречающаяся задача на хакатонах - это создание проектов высокой сложности, потому что под их определение попадают все описанные выше цели организации.
Создание бизнес-продукта с перспективной монетизацией. Этот тип в большей степени подходит под поиск идей для стартапов. Вопрос монетизации довольно часто встает при защите проектов, что говорит о высоком спросе на эти задачи. Хакатоны собирают огромное количество инвесторов, ищущих перспективные проекты для продвижений.
Создание новаторской идеи. За классический период проведения хакатона, который длится примерно от 48 до 72 часов практически невозможно сделать полноценный продукт. Организаторы знают это и ждут от участников, в первую очередь, объяснения своей идеи решения задачи. Идея всегда будет намного дороже реализации.
Создание забавного продукта. Чаще всего такой тип задач предназначен для поиска новых сотрудников или для саморекламы.
Поиск работы (очень актуально для людей, начинающих свой путь в качестве новоиспеченных it-работяг, с ростом опыта работы – такая перспектива уменьшается).
Прокачка навыков - в большей степени улучшаются soft-скиллы.
Веселое времяпрепровождение - моральна разгрузка, ментальный отдых.
Создание pet-проектов. Pet-проекты - это те проекты, которые вы развиваете вне рабочего времени и можете использовать их в качестве фундаментов для будущих собственных стартапов или для использования в качестве еще одного аргумента в вашу пользу при прохождении собеседований (конечно, если правильно представите это, потому что иногда некоторым компаниям не нравится ведение pet-проектов параллельно основной работе).
Поиск гениальных идей и анализ опыта других команд - нередки случаи, когда ваши соперники рождают невероятные идеи. Часть таких идей может перевернуть весь существующий мир. Никто не запрещает вам использовать чужие идеи, если они не запатентованы, но в таком случае что они делают на хакатоне?
Новые знакомства - отличная возможность найти новых друзей, братьев по оружию, менторов, мыслителей и даже врагов.
Награды - вы можете выигрывать от ручек и блокнотов до крупных денежных сумм.
Я перечислю их по степени важности:
Капитан. Вне зависимости от количества людей в команде – данная роль всегда должна присутствовать. Этот человек принимает основные решения. Роль капитана растет пропорционально уменьшению сроков на решение задачи и увеличению количества людей в команде. Чем больше людей, тем больше мнений – тем сложнее выбрать нужное. Никто не должен обижаться на то, какое решение выбрал капитан – его можно оспорить и привести аргументы, но только до того, как это решение начало реализовываться – времени для перемен мало.
Дизайнер. Вторая по значимости роль. Если спроектировать что-то не получится – всегда можно сделать красивую презентацию или макет своей идеи в графическом редакторе. Обычно это занимает намного меньше времени, чем разработка.
Разработчик. В зависимости от области, где проводится хакатоны – может иметь разные названия. Если вы допускаете, что подобные мероприятия в гуманитарных сферах можно называть хакатонами, то, например, «в хакатонах по Истории» логично будет дать название этой роли – проектировщик (например, исторической карты). Этот человек выполняет основную работу по созданию базового фундамента решения команды.
Исследователь. Данная роль специфична и не всегда уместна, но иногда играет большую роль в поиске киллер фич. Киллер-фича – это главная идея вашего проекта, которая должна отличать его от других. Из своего опыта могу сказать, что бывают кейсы, которые не дают развернуть какие – либо киллер фичи. Иногда приходится тратить до 80% времени на их поиск и именно этим можно занять исследователя – найти и проверить всех конкурентов, изучить жюри, поискать их любимые стикеры в социальных сетях, чтобы потом внедрить их на ваш сайт, который вы собираетесь представить в качестве решения. На моем опыте были такие случаи и эти команды занимали призовые места. Не стоит отворачиваться от таких приемов.
Генератор идей или «я здесь по приколу». Если к вам в команду хочет попасть человек, который упрямо называет себя «генератором идей» и не хочет занимать ни одну из выше определенных ролей в качестве смежной – не берите этого человека. Скорее всего он ничего не умеет и может забрать попросту часть выигрыша. Эта роль человека, от которого вы ничего не ожидаете, либо роль вашего друга, которого вы взяли, чтобы вам было веселее провести время.
Выигрыш зависит от двух факторов – это демонстрация киллер фичи и результат слаженной работы команды.
Запастись нейтральной едой и водой на нужный период времени.
Подготовить оборудование и нужное программное обеспечение.
Наладить связь с командой, обсудить роли каждого члена.
Лично я не рекомендую покупать энергетики, потому что они имеют слишком краткосрочный эффект. Предлагаю ограничиться кофе или обычным горячим чаем.
На хакатон команде необходимо собираться за час до начала.
В начале хакатона
Объявляются списки задач и входные данные под их решение. Вам необходимо совместно с командой выбрать ту, которая соответствует основным навыкам как можно большего числа членов группы. Другим определяющим фактором является выбор киллер-фичи. Вам необходимо придумать ту идею, которая точно не будет похожа на остальные и которую вы сможете продемонстрировать. На этот этап выделять время без издержек до того, как не созреет план по созданию решения или до определенных судьями таймингов.
Очень важно заранее подробно продумать тот сценарий, по которому вы будете демонстрировать ваше решение. Для этого необходимо преждевременно узнать сколько времени будет уходить на презентацию проекта, чтобы оценить объем работ.
После этого вы распределяете задачи по команде и начинаете работу.
В середине хакатона
На этом этапе лично у меня всегда возникает чувство неуверенности в своих силах. Капитан команды никогда не должен показывать свою неуверенность и всегда должен делать больше остальных, в приоритете – поддерживать свою команду.
Данный этап содержит в себе рутинную работу над проектом. Его эффективность полностью зависит от слаженности работы команды. Здесь часто начинают возникать вопросы, адресованные капитану, который должен сделать выбор – разрешать их самому или дать на это волю члену команды. Все зависит от веса вашей эффективности и членов команды. Если команда большая и ее члены именно технически не знают решения – лучше, конечно, подключиться.
К концу этого этапа возникает первая усталость. Необходимо ее нейтрализовать приемами пищи и воды, подбадривать членов команды. Приемы мотивация ни в коем случае не должны намекать возможность неудачи. Они должны быть направлены на подчеркивание ценности человека в команде, его личный вклад, успех и бесценный опыт, который он получит на хакатоне. Мотивацию возможным выигрышем тоже следует отключить, потому что в нем нельзя быть уверенным.
На сон выделять от 5 до 7 часов, ни в коем случае не меньше.
Конец хакатона
На этом этапе капитан должен подготовиться вместе с дизайнером и продемонстрировать проект команды. Дизайнер подготавливает презентацию вместе с капитаном, обсуждается демонстрируемый сценарий и способы подачи.
Для наглядности в презентации советую использовать как можно больше gif-изображений. Таким образом, вы сможете быстро отсеять все вопросы о том, действительно ли у вас уже есть MVP.
Во время вашей речи члены жюри будут видеть не статичную картинку, а работающий продукт. Очень важно уложиться в то время, которое будет даваться вам на презентацию. Уделите этому особое внимание, возьмите в руки телефон с таймером, замеряйте речь, удаляйте лишнее.
Во время выступления я обычно ставлю на свои часы таймер, который оканчивается за 20 секунд до окончания моего выступления, чтобы я мог ускориться в случае, если пойму, что задерживаюсь.
После хакатона
После хакатона при описанном мне режиме и постоянной работе вы будете отходить примерно неделю. В течение дня вы будете чувствовать резко наступающую сонливость. В идеале – сразу ложиться спать и не заниматься больше ничем. Уделять на сон от 8 до 10 часов. После тяжелой работы вы будете чувствовать тошноту – это от усталости. Не провоцируйте свой организм на лишние движения.
Вы молодец – можете гордиться собой, вы победитель в любом случае. Перед самим собой – вы сделали все, что было только возможно, а значит вы в выигрыше перед тем, кем были вчера!