Поскольку ИТ-компании были признаны непрерывно действующими, мы продолжаем свою деятельность в удаленном режиме. Существенных сложностей не ощущаем. Во-первых, наши клиенты активно ведут бизнес онлайн — сейчас они тоже работают удаленно, поэтому все текущие проекты мы реализуем в полном объеме.
Во-вторых, нам не привыкать к дистанционному общению внутри команды. Удаленная коммуникация в Skype и других сервисах, а также ведение задач в таск-трекерах — эти процессы у нас налажены уже давно. Сейчас мы оцифровали ряд других важных бизнес-процессов и постарались создать удобные условия для сотрудников: предоставили возможность забрать домой необходимую для работы технику, подготовили базу знаний с описанием удаленных процессов, проводим опросы для выявления возникающих сложностей.
Несмотря на все проблемы, кризис стал серьезным поводом для цифровой трансформации бизнеса. Многие компании сейчас учатся работать по-другому и активно внедряют сервисы для автоматизации бизнес-процессов — я уверен, что и в долгосрочной перспективе это позволит сделать качественный рывок и существенно повысить эффективность работы.
Государственная помощь, в первую очередь, направлена на системообразующие предприятия, поэтому на нее я бы не рассчитывал. Ожидаю поддержки от своей команды, клиентов и партнеров. Сейчас в ИТ и Digital проводится много партнерских активностей, направленных на поддержку и бартерный обмен ресурсами по разработке, дизайну, продвижению и т. д. — я считаю, это правильный путь, который совместными усилиями поможет выстоять многим игрокам отрасли.
Чтобы удержаться на плаву, следует все процессы перенести в онлайн, а также выделить приоритетные направления деятельности, на которые будут направлены основные усилия. Три вещи, на которых стоит сосредоточиться: сохранение команды, лояльность клиентов и продвижение экспертизы.
Для «жизни под водой» у нас есть акваланг с бесконечным запасом воздуха: наш корпоративный портал на Битрикс24. Мы автоматизировали на нем большинство бизнес-процессов: ведение задач, подключение клиентов к проектным группам, телефонию, оплату счетов, CRM, документооборот, график отпусков, опросы, управление знаниями — и продолжаем внедрять новые процессы. Пожалуй, оцифровать таким образом можно всё, кроме, разве что, живого общения.